Мы так давно трудимся в сфере рекламной деятельности (к слову сказать, совсем скоро будем отмечать 15-летний юбилей), что нам иногда кажется, что это мы стоим у истоков этой сферы. Но так ли это?
Свою социальную жизнь реклама обрела достаточно давно, став неотъемлемой частью коммуникации между людьми. История рекламы, насчитывающая уже тысячелетия, тесно связана с процессом развития человеческого общества и его экономической жизни. Среди рекламных сообщений, дошедших, благодаря археологам до нас – египетский папирус, в котором сообщается о продаже раба.
А одним из древнейших рекламных текстов, дошедших до наших дней, можно назвать объявление, обнаруженное при раскопках древнеегипетского города Мемфиса. Оно гласило: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».
А когда же появилось первое в мире рекламное агентство?
Считается, что первым в мире рекламным агентством стало бюро Артуа Горжа и Уолтера Кона, основанное в Лондоне в 1611г..
В 1688 г. Появляются первые напечатанные афиши. Революционным событием в печатной сфере стало изобретение Алоиза Зенефельдера. В 1798 году он изобретает новый способ печати – литографию. Это новшество позволяет делать плакаты большого размера.
Еще больше возможностей рекламистам предоставила изобретенная в 1886 г. монолитная печатная машина – технология офсетной печати.
Использование плакатов в качестве носителей рекламы получило в странах Западной Европы настолько широкое распространение, что феномен получил в середине 19 века определенный «плакатный бум». Массовую обклейку фасадов зданий в столице Англии современники окрестили «кожной болезнью».
В России реклама стала распространяться во времена Петра I. Роль печатной рекламы играли лубки (это разновидность графических изображений, напечатанная и раскрашенная вручную).
Петр I разрешил использовать лубки для рекламы табака и пропаганды прививок против оспы (элемент социальной рекламы). На одной из листовок, пропагандирующую прививку, были изображены две крестьянки. Одна — здоровая, румяная, другая – с рябым лицом, обезображенным оспой. Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании против оспы.
Фирменный знак и фирменный стиль – явления сегодня не новые. Но представляем ли мы насколько?
Основными элементами фирменного стиля были фамильные клейма, купеческие гербы, фамилии владельцев компаний в оригинальном начертании и т.п..
Типичный вариант: торговый знак кондитерской фирмы Лю Форштерна, созданной в Москве в 1895 году. В центре небольшого круга – монограмма латинских букв L и F, окруженная декоративными ветками.
В 1878 г. В России организовывается первое рекламное агентство Людвига Метцля. Именно основателю этой конторы принадлежит знаменитая фраза: «Объявление есть двигатель торговли». На плакате самого рекламного агентства изображался связанный по рукам и ногам человек. Надпись на плакате гласила: « Вы связаны массой разных мелочей, благодаря которым Вы не можете осуществить коммерческие цели – развить свое дело. Если Вы обратитесь в Торговый дом Людвига Метцля и Ко, то Вам помогут достичь желаемого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании.»
Современная реклама берет свое начало в 60-х гг.20 в..
С 1917 г. Начинается издание журнала «Реклама», который существуют и до сих пор. В 80-хх г. Возникают первые коммерческие рекламные агентства.
Сегодня рекламная отрасль расцветает во всем своем великолепии. А значит, продолжение следует…